Челябинск
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Реклама и закон /
Добавить в избранное
Версия для печати

Инвестор, автор и пират


21.04.2006

Инвестор, автор и пиратСкоро в Думу должен быть внесен проект четвертой части Гражданского кодекса (ГК), касающийся интеллектуальной собственности. Принятие проекта должно создать правовую определенность, защитить произведения от пиратского использования, достигшего угрожающих масштабов.
Регулирование оборота
Четвертая часть ГК должна повысить защиту интеллектуальной собственности, усилить ответственность за правонарушения, активизировать борьбу с пиратством. Для этого, в частности, разработчики стремились законодательно урегулировать оборот объектов интеллектуальной собственности, то есть использование объектов интеллектуальной собственности участниками рынка. Чтобы сделать это, требуется установить баланс интересов авторов и пользователей результатов их труда. Это предполагает защиту прав как авторов, так и инвесторов в сфере интеллектуальной деятельности. Мы стремились устранить неоправданные препятствия в использовании интеллектуальной собственности, создав стимулы для инвестиций в творчество.

Гражданское законодательство в целом за последние 10-12 лет существенно обновилось, однако это коснулось в основном имущественной сферы, оборота товаров. Здесь отношения собственности регулируются и в статике, и в динамике. В сфере же интеллектуальной собственности больше регулируется статика, то есть принадлежность прав, чем их оборот. Это объясняется тем, что у нас до сих пор действуют, например, нормы об авторском праве, содержащиеся в ГК РСФСР 1964 года. В 1992-1993 годах были приняты новые законы, касающиеся интеллектуальной собственности, однако они принимались в большой спешке. А в нынешних условиях важен именно оборот. Поэтому мы стремились уделить достаточное внимание этой стороне отношений и повысить роль договора.

Ведь автор сам по себе мало что может. Обычно он вынужден вступать в различные коммерческие отношения, чтобы его произведения должным образом использовались и приносили доход. Проект четвертой части ГК исходит из того, что автор всегда остается автором, даже если произведение создано им в силу служебных обязанностей или на заказ. Автору всегда должны принадлежать личные неимущественные права, такие как право на имя, а также право на неприкосновенность произведения, которое сейчас приходится восстанавливать.

Что же касается использования произведений, то здесь должны быть признаны и права тех, кто оплачивает деятельность автора. Для этого, например, в области кинематографа мы впервые вводим в законодательство фигуру продюсера, а в сфере создания компьютерных программ отдаем приоритет правам заказчика. Вместе с тем проект четвертой части ГК учитывает, что в коммерческих отношениях автор оказывается слабой стороной и уделяет защите его прав больше внимания, чем раньше.


Злостное, крупномасштабное нарушение
Защита прав автора, безусловно, предполагает защиту его произведений от несанкционированного, пиратского использования. Но в этой сфере должны работать не только меры защиты прав, но и меры гражданско-правовой ответственности, иногда достаточно жесткой. В проекте ГК мы эту ответственность ужесточаем, особенно в отношении пиратства. В гражданском законодательстве впервые появится определение пиратства как наиболее злостного, крупномасштабного нарушения, причиняющего значительный ущерб автору. Санкцией за это станет не только изъятие, уничтожение контрафактной продукции, но и возможность ликвидации фирмы или прекращения ее деятельности. По-другому остановить нарушения прав авторов просто невозможно, настолько велик их масштаб.

К столь масштабным нарушениям привели в том числе законодательные упущения начала 1990-х годов. В России пока не удалось сделать законодательство об интеллектуальной собственности системным, глубоко проработанным и в конечном итоге кодифицированным. Сейчас ситуация в плане защиты интеллектуальной собственности улучшается, но чтобы эта динамика была более ощутимой, законодательство должно быть приведено в порядок. Было бы желательно повысить значимость и авторитет законодательства об интеллектуальной собственности, привлечь к нему внимание госструктур, объединений авторов, пользователей. По крайней мере, право интеллектуальной собственности не должно по своему значению уступать законодательству об обороте товаров.

Но для борьбы с правонарушениями в экономической сфере требуется комплекс мер. В первую очередь необходимо позитивное регулирование, чтобы отношения строились нормально, а нарушать права было невыгодно. Наиболее действенным средством здесь оказывается гражданско-правовое регулирование, позволяющее разорять правонарушителя путем взыскания с него убытков, лишения возможности продавать контрафактную продукцию. Нынешний проект, в частности, расширяет сферу применения так называемой компенсации, когда автору, права которого нарушены, присуждается сумма, рассчитанная по определенным показателям. Компенсации добиться намного проще, чем возмещения убытков, поскольку доказать размер убытков, причинную связь между ними и правонарушением для автора обычно очень трудно.

Гражданско-правовое регулирование, однако, не будет эффективным, если оно не подкреплено уголовной ответственностью. Уголовная ответственность, причем реальная, должна присутствовать обязательно, что, конечно, во многом зависит от активности правоохранительных органов.


Новые права и объекты
Проект четвертой части ГК систематизирует действующие сейчас нормы, устраняет пробелы, противоречия, делает единой терминологию. Кроме того, появляются новые объекты охраны, в основном смежные права, такие как права производителей фонограмм, баз данных. Впервые появляются права публикаторов произведений, известные в Европе. Например, издатель нашел и опубликовал какое-то неизвестное произведение, представляющее большую художественную ценность, в результате рядом с авторским правом появляется смежное право публикатора.

Также впервые появляется такой объект охраны, как доменные имена. Вокруг них уже развернулась дискуссия: одни считают, что доменные имена представляют определенную ценность, другие – что это просто почтовый адрес. Но главное, удалось сформулировать общую часть права интеллектуальной собственности. Элементы такой кодификации есть во всех странах, но так основательно этого не делал еще никто. Значение общей части в том, что она будет распространяться на все новые объекты, явления в сфере интеллектуальной собственности, которых сейчас нет, и восполнять отсутствие специальных правил. С помощью общей части суды смогут разрешать любые споры, что повысит правовую определенность.

ВЕНИАМИН ЯКОВЛЕВ,советник президента РФ по правовым вопросам

КоммерсантЪ


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год